Правовые основы информационного обеспечения предпринимательства. Эффективность информатизации предпринимательской деятельности. Тесты для студентов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нуртдинова Э.Э.

Аннотация

Отражены роль и значимость информационного обеспечения предпринимательской деятельности как важного фактора повышения конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса. Сформулированы основные принципы построения информационной инфраструктуры поддержки предпринимательства.

поддержка информационный предпринимательство

В эпоху глобальной информатизации ресурсом первостепенной важности стала информация. Она представляет собой особый и наиболее важный элемент организации системы управления, являющийся совокупностью выраженных количественно данных о фактическом и желаемом состоянии систем и подсистем предприятия, внешних условиях его функционирования с обоснованием различных типов управленческих решений .

Информативное преимущество

Данные, необходимые для принятия решений, становятся стратегическим ресурсом, под которым понимается совокупность экономической информации и организационных, нормативных, правовых, технических и программных средств, обеспечивающих возможность сбора, передачи, накопления, хранения и актуализации информации, а также реализованная возможность предоставления ее пользователям в соответствии с конкретными запросами в удобной для них форме в заданные сроки и по оговоренной цене .

Интенсивная информатизация общества, несомненно, открывает для бизнеса новые возможности, в то же время, обусловливая необходимость рациональной организации информационного обеспечения как основы для успешного развития малого и среднего бизнеса и повышения его эффективности.

Предпринимательская деятельность играет важнейшую роль в развитии экономики муниципальных образований, регионов и территорий, страны в целом, определяя темпы и уровень развития экономических систем каждого уровня, их стабильность и устойчивость к кризисным проявлениям в мировой экономике и изменениям на мировых рынках.

В настоящее время в российской практике предпринимательской деятельности наблюдается определенный разрыв между накоплением и использованием информации и знаний, с одной стороны, и практической реализацией развития малого и среднего бизнеса - с другой. С особенными трудностями выживания в высококонкурентной среде сталкиваются малые предприятия, поэтому их конкурентоспособность непосредственно зависит от своевременной, полной и доступной рыночной информации, квалифицированное владение которой может обеспечить значительное стратегическое преимущество перед конкурентами.

Федеральным законодательством устанавливается, а опытом развития отечественного предпринимательства объективно подтверждается, что малый и средний бизнес, помимо финансовой и имущественной поддержки, не в меньшей, а скорее даже в большей степени нуждается в государственной поддержке в сфере информационного и консультационного обеспечения предпринимательской деятельности в целях повышения эффективности оной.

Практика деятельности малых и средних предприятий позволяет выделить информационные ресурсы, играющие особую роль в развитии малого бизнеса и пользующиеся наибольшим спросом, в частности:

Маркетинговые исследования рынков, на которых действуют предприниматели;

Мониторинг экономических и финансовых показателей, колебаний цен;

Изменения в нормативно-правовой базе;

Системы поддержки малого предпринимательства и соответствующие государственные программы и проекты;

Прогнозы и исследования внешнеэкономической информации;

Аналитика деловой прессы;

Социально-экономическая информация.

Как правило, источниками такого рода информационных ресурсов являются органы власти различных уровней и госструктур, поэтому решить проблему информационного обеспечения предпринимательской деятельности без государственной поддержки вряд ли возможно. Представляется целесообразным формирование на всех уровнях государственного управления соответствующей информационной инфраструктуры, призванной обеспечивать растущие информационные потребности субъектов малого бизнеса в экономической и правовой информации, данных органов статистики, производственной, технологической и прочей информации. При этом следует предусмотреть возможность полной или частичной компенсации затрат субъектов малого бизнеса, связанных с информационным обслуживанием, за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства.

Единство целей рождает эффективность

В рамках организации и развития информационного обеспечения субъектов предпринимательской деятельности действующее законодательство предусматривает решение следующих задач :

Объединение существующей на сегодняшний день информационной инфраструктуры, ее оптимизация посредством формирования единого информационного пространства для малого бизнеса;

Активизация использования современных информационных технологий в предпринимательской деятельности и расширение сфер их применения;

Адаптация возможностей сетей деловой информации и СМИ для удовлетворения информационных потребностей малого предпринимательства.

Решение вышеназванных задач возможно при следующих условиях:

Достаточный уровень компетентности собственников информации и ее держателей в вопросах поддержки субъектов малого бизнеса;

Интеграция, согласованное участие и эффективное использование возможностей всех структур поддержки предпринимательской деятельности;

Расширение сфер и возможностей существующей инфраструктуры информационного обеспечения предпринимательской деятельности;

Формирование и развитие адекватной административной и ресурсной поддержки реализуемых мероприятий;

Организация активного взаимодействия с субъектами информационного рынка;

Активное освоение и эффективное использование возможностей перспективных информационных технологий.

Механизм и принципы организации единого информационного пространства для предпринимательской деятельности должны определяться, исходя из анализа потребностей субъектов малого и среднего бизнеса в информационных ресурсах.

Возрастающая роль во всех сферах жизни общества информационных технологий, реализованных в компьютерных сетях, обуславливает снижение востребованности таких традиционных источников информации, как телевидение, радио и печатные СМИ. Поэтому информационное обеспечение предпринимательства целесообразно осуществлять посредством компьютерных информационных систем.

Стремительный рост объемов возникающей и используемой информации, возрастающие требования к ее оперативности и достоверности, а также к скорости принятия управленческих решений, объективно подтверждают необходимость применения унифицированного подхода к поиску и обработке данных на основе использования информационных технологий, преимуществ компьютерных сетей и электронных форм представления информации.

Информационная поддержка малого и среднего предпринимательства на уровне каждого субъекта РФ должна осуществляться в рамках системы единых подходов к формированию региональных и муниципальных центров поддержки устойчивого развития предпринимательства, единых принципов их деятельности, взаимодействия и сотрудничества с различными структурами власти и сферами общества.

В качестве целей организации системы устойчивого развития предпринимательства можно выделить:

Создание благоприятных условий развития предпринимательской деятельности, что будет содействовать росту экономического потенциала субъектов РФ;

Формирование единой программно-технологической системы информационной поддержки малого и среднего бизнеса в субъектах РФ;

Развитие обширной сети региональных и муниципальных центров поддержки предпринимательства.

Систему устойчивого развития малого и среднего бизнеса целесообразно реализовывать посредством создания структур поддержки предпринимательства на четырех уровнях: региональном, окружном, муниципальном и поселенческом.

На региональном уровне необходимо сформировать краевой или областной Центр поддержки предпринимательства, который призван:

Оказывать информационные, консультационные и образовательные услуги субъектам предпринимательской деятельности с помощью взаимодействия со всеми элементами инфраструктуры поддержки;

Обеспечивать оперативную наполняемость региональных сайтов информационной поддержки;

Координировать деятельность муниципальных информационно-консультационных центров;

Организовывать мероприятия по повышению уровня образования и квалификации субъектов малого и среднего предпринимательства.

На уровне муниципальных образований в городских округах и районных центрах необходимо организовать информационно-консультационные центры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, которые будут предоставлять предпринимателям информационные и консультационные услуги по следующим направлениям:

Возможности использования предусмотренных государством инструментов поддержки;

Вопросы организации и открытия собственного дела;

Разработка и составление бизнес-плана и других документов, необходимых для представления в конкурсные программы поддержки предпринимателей, а также для участия в государственных и муниципальных заказах;

Вывод

Таким образом, формирование многоуровневой системы поддержки и развития малого и среднего бизнеса обеспечит широкие возможности для всестороннего информирования и консультирования субъектов предпринимательства и ускорит создание единого информационного пространства поддержки предпринимательской деятельности в регионах РФ.

Источники

1. Баталова Т.Н. Некоторые вопросы информационного обеспечения системы управления производством / Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно-ориентированной экономики: Материалы Всероссийской науч.-практ. конференции (27-28 ноября 2007 г.) / Пермский гос. технический ун-т. - Пермь, 2007. - Ч. 2.

2. Марков Д.А., Пыткин А.Н. Особенности функционирования информационной системы промышленного предприятия. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008.

3. Мотовилов И.В., Глезман Л.В. Информационное обеспечение механизма управления промышленным комплексом муниципального образования // Российское предпринимательство, 2012. - № 4.

4. Ресурсный центр малого предпринимательства: Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rcsme.ru.

5. Русакова Е.В. Информационный потенциал промышленных предприятий: оценка, динамика, резервы повышения: диссертация кандидата экон. наук. - Самара: Самарский гос. экономический ун-т, 2006.

6. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2013).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Поддержка малого и среднего предпринимательства: региональный аспект. Основные задачи долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2009-2012 гг." Франчайзинг в предпринимательской деятельности.

    реферат , добавлен 17.09.2011

    Понятие и сущность предпринимательской деятельности. Функции, выполняемые малым и средним бизнесом в национальной экономике. Перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Казахстане. Зарубежный опыт развития малого и среднего бизнеса.

    дипломная работа , добавлен 26.04.2014

    Изучение отличительных признаков и видов предпринимательской деятельности. Основные формы коммерческих предприятий в экономически развитых странах. Финансирование малого и среднего бизнеса. Актуальные проблемы малого и среднего предпринимательства в РФ.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2014

    Понятие, сущность, признаки малого бизнеса, его социально-экономическая роль. Общие направления государственного регулирования малого предпринимательства. Перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь. Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2014

    Субъекты, критерии, функции и особенности малого и среднего предпринимательства. Государственное регулирование малого и среднего бизнеса. Рекомендации по программе поддержки и формированию благоприятной предпринимательской среды в городе Иркутске.

    курсовая работа , добавлен 14.03.2015

    Роль предприятий малого и среднего бизнеса в экономике Украины, система государственной регуляции и поддержка малого бизнеса. Кредитование предпринимательской деятельности и проблемы, связанные с этим. Особенности процедуры "малого" кредитования.

    реферат , добавлен 04.08.2010

    Организация предпринимательской деятельности в экономике, анализ сущности предпринимательства, системы государственной поддержки, проблем и перспектив развития предпринимательства. Значение малого и среднего бизнеса в повышении деловой активности.

    курсовая работа , добавлен 02.09.2011

    Цели и задачи средних предприятий, их место и роль в рыночном хозяйстве. Государственная поддержка среднего предпринимательства. Проблемы развития средних предприятий, меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов среднего предпринимательства.

    контрольная работа , добавлен 16.11.2013

    Изучение процесса становления и анализ современного развития предпринимательской деятельности в Республике Беларусь. Исследование принципов и методов государственного регулирования предпринимательской деятельности. Показатели развития малого бизнеса.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2013

    Обоснование теоретических аспектов развития малого и среднего бизнеса. Анализ государственной политики в реализации основных направлений развития предпринимательской деятельности. Направления и пути совершенствования форм и методов поддержки бизнеса.

  1. Понятие об информации, ее ценность
  2. Место современных средств информации в предпринимательской деятельности

Литература:

1. Организация предпринимательской деятельности /Под ред. С.И.Грядова. – М.: Колос, 2003. – С.240-255

2. Попов Н.А. и др. Предпринимательство в АПК. Учебник. – М.: Изд-во «ЭКМОС», 2001. – С.205-225

3. Предпринимательство: Учебник /Под ред. М.Г.Лапусты. – М.: -ИНФРА-М, 2002. – С.425-430

4. Основы предпринимательского дела: Учебник /Под ред. Ю.М.Осипова. – М.: Изд-во БЕК, 1996. – С.170-179

5. Предпринимательство: Социально-экономическое управление: Учеб. пособие для вузов /Под ред. Н.В.Родионовой, О.О.Читанавы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – С.177-188

6. Хоскинг А. Курс предпринимательства. – М.: Международные отношения, 1993. – С.316-327

7. Информационные технологии в экономике /Под ред. Ю.Ф.Симонова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 352 с.

8. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. – 8000 с.

    1. Понятие об информации, ее ценность.

Информация это основа для принятия любых управленческих решений в предпринимательской деятельности. Она необходима начиная от решения, о создании предприятия, завершая распределением полученной прибыли. От оперативности и точности информации зависит эффективность принятых предпринимателем управленческих решений.

Следует напомнить, что согласно теории периодизации общества в экономической науке выделяют 7 периодов. Индустриальной эпохой считаются XVIII-XX вв., постиндустриальная – с 80-х годов 20 века. В эту эпоху отмечаются снижение роли материального производства и развитие сектора услуг и информации. Следовательно для предпринимателя очень важными являются вопросы связанные с получением информации и ее использованием.

Сбор, обработка, накопление, хранение, поиск, распространение и предоставление потребителю информации, а также создание и использование информационных технологий и средств их обеспечения, регулируются Федеральным Законом от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».

Данным законом определены основные понятия, используемые в информационном обеспечении предпринимательской деятельности:

1. - информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

2. - информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав по использованию информационных ресурсов;

3. - информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;

4. - информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий;

5. - информационные ресурсы - документы и массивы документов в информационных системах, т.е. в библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах;

6. - конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предпринимательская деятельность тесно связана с такими понятиями как, получение информации, накопление, хранение, обработка и использование информации. При определении ценности предпринимательской информации необходимо руководствоваться такими критериями, как полезность, своевременность и достоверность информации. Полезность и своевременность информации заключается в том, что она создает выгодные условия для принятия правильного и своевременного решения, в последующем получения экономической и другой эффективности. При этом информация обязательно должна быть достоверной, ибо недостоверная информация сводит к нулю и полезность и достоверность. Как правило, сведения представляющие интерес для предпринимателя им перепроверяются. Ценность информации также зависит от ее сохранности, т.е. от возможности утечки информации. Утечка информации приводит ее к обесцениванию.

Согласно постановления Правительства Российской Федерации не являются коммерческой тайной:

· Организационные сведения (устав, лицензии и т.д.);

· Финансовые сведения (документы об исчислении и уплате налогов, других платежей);

· Сведения о штате предприятия и условиях деятельности;

· Сведения о собственности (размер имущества).

Имеют право на ознакомление с перечисленными сведениями:

· Правоохранительные органы по возбужденному уголовному делу;

· Налоговые службы;

· Аудиторские фирмы;

· Предпринимательские предприятия и частные лица, вступающие с ними в сделку.

    1. Источники информации, система их сбора и анализа.

В предпринимательской деятельности используется два основных вида информации - внутренняя и внешняя.

Внутренняя информация подразделяется на:

Бухгалтерскую;

Статистическую;

Производственную.

Бухгалтерская информация представлена в различных формах бухгалтерской отчетности:

Годовой;

Промежуточной (квартальной);

Налоговой.

На основании обобщения и обработки бухгалтерской информации принимаются основные управленческие решения о повышении эффективности производства, о распределении и перераспределении финансовых, трудовых и материальных ресурсов, о распределении прибыли и т.п. Из всех информаций она является наиболее точной, так как в ней отражается движение имущества и обязательств организации, как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Недостатком бухгалтерской информации является ее низкая оперативность. Так, наиболее полная информация представляется в годовом отчете, затем в квартальных отчетах, а минимальным периодом пригодным для использования в управленческой деятельности, является календарный месяц. В предпринимательской деятельности значительная часть управленческих решений требует представления информации и обобщения за более короткие периоды (декада, неделя, рабочая смена).

Статистическая отчетность представляет интерес для предпринимателя тем, что в ее основе заложены те же принципы, что при формировании бухгалтерской отчетности. В статистической отчетности, в отличие от бухгалтерской отчетности преимущество отдается натуральным, а не стоимостным показателям. Поэтому на основании данных такой отчетности можно детально отслеживать движение имущества организации, а также его состояние (физическая и моральная изношенность, номенклатура и т.п.).

Основным недостатком статистической информации также является ее невысокая оперативность - большая часть статистической отчетности представляется либо за год, либо за квартал.

Производственная информация представляется и обобщается по окончании каждой рабочей смены (обособленно или с нарастающим итогом с начала отчетного периода). Производственная информация обладает меньшей точностью. Эта неточность обусловлена тем, что сбором и обработкой оперативной информации занимаются работники, не являющиеся специалистами в информационной области – это мастера цехов, бригадиры производственных звеньев и т.п.

Внешняя информация используется организацией, как правило, при осуществлении маркетинговой деятельности.

Для эффективного управления маркетингом необходима своевременная и правильная оценка рынков сбыта и конкуренции.

В этой работе важными являются сбор данных характеризующих рынок и его сегменты; сведения о предприятиях-производителях, работающих на данном рынке; о количестве потребителей; об объемах, приходящихся на отдельных потребителей; о географической концентрации потребителей, о спросе на продукцию и изменениях на него. Кроме того, оцениваются емкость и размер рынка.

Емкость рынка это максимально возможный объем сбыта данной продукции. Емкость рынка определяется объемом (в физических единицах или стоимостном выражении) продаваемых на нем товаров в течение года.

Размер рынка - это территория, на котором происходит обмен продукции. Если сфера обмена охватывает территорию района, города, республики или области, то это местный товарный рынок. Если сфера обмена охватывает территорию страны, то это «рынок страны» и т.д. Для большей части сельскохозяйственной продукции значение имеет в основном местный рынок.

Существенное значение имеет оценка цен данной продукции (услуги). Следует учитывать, что цена товара оказывает значительное влияние на объем продаж и величину поступлений от продаж.

Небезынтересной представляется обработка информации о периодах максимального и минимального объемов продаж.

Существенное значение для организации маркетинговой деятельности имеет информация о законодательных ограничениях по продаже того или иного товара (налоговые, таможенные запреты; необходимость наличия лицензии и т.п.); установлению цены на продукцию (государственное peгулирование ценообразования). В отношении сельскохозяйственной продукции государственное влияние имеет тенденцию к максимальной поддержке процесса производства и реализации, а не ограничения.

При осуществлении маркетинговых мероприятий распространение информации о товаре имеет не меньшее значение, чем сбор информации о рынках сбыта. Она включает в себя следующий набор элементов:

· стимулирование сбыта;

· прямой маркетинг;

· паблик рилейшнз;

  • решения, принимаемые службой маркетинга.

Как известно, Минсельхозпродом РФ в 1995 году было принято peшение о создании единого информационного пространства агропромышленного комплекса России.

При этом, головной организацией, ответственной за координацию и методическое руководство было определено ГВЦ Минсельхозпрода России.

В 1998 году перечень мероприятий, выполняемых Минсельхозпродом РФ в области информационного обеспечения расширен. В частности предусматривается: разработка федеральной программы развития информационно-консультационной службы (ИКС) для сельских товаропроизводителей, предусматривающий определение ее организационно-правового статуса и многоуровневой системы финансирования;

Основным направлением развития информационного обеспечения АПК на ближайшую перспективу является внедрение компьютерных технологий, создание баз и банков данных и повышение вследствие этого, оперативности и точности информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Для реализации информационной компьютерной АПК России и ее части - открытой распределенной компьютерной системы проекта АРИС необходимо установление порядка проведения работ по регистрации, экспертизе и сертификации программных средств и программно-информационных продуктов, разрабатываемых за счет бюджетного финансирования и внебюджетных средств.

Соответствующее положение утверждено приказом Минсельхозпрода России от 18 января 1999 г. № 18. Данным положением определен порядок организации и правила обязательной регистрации, экспертизы и сертификации программных средств и программно-информационных продуктов (программных продуктов), разработанных па средства бюджетного финансирования и являющихся собственностью Минсельхозпрода России.

Знать: понятие и особенности правового режима различных видов информации, используемой в предпринимательской деятельности; механизмы реализации и защиты информационных прав предпринимателей.

Уметь: правильно толковать и применять нормы законодательства, регулирующие информационные отношения в сфере бизнеса и корпоративного управления.

Владеть: навыками работы с нормативными правовыми актами и материалами судебной практики в области информационного обеспечения предпринимательской деятельности.

Общая характеристика правового режима информации

Понятие информации и ее правовое регулирование.

Информация (от лат. informatio - разъяснение, изложение) - сложное общенаучное понятие, определяемое в законодательстве как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (ст. 2 Закона об информации).

Согласно Закону об информации она может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений (п. 1 ст. 5). Информация - нематериальное благо, поэтому ее доступность для восприятия обеспечивается посредством внешней, объективированной формы выражения - через устную речь или путем закрепления на материальном носителе (бумаге, диске и др.). Закон (ст. 11) различает правовой режим информации и ее материальных носителей, права на которые регулируются гражданским законодательством.

Отношения по поводу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации (информационные отношения) в сфере бизнеса регулируются большим количеством нормативных правовых актов как информационного, так и предпринимательского законодательства, которые базируются на нормах Конституции РФ, устанавливающей основные принципы правового регулирования и защиты информации (ст. 23, 24, 29, 71).

Основополагающим актом в рассматриваемой области выступает Закон об информации. К источникам правового регулирования информационных отношений относятся ГК РФ (гл. 37, 38, 54, 75 и др.), Закон об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов, Закон о государственной тайне, Закон о коммерческой тайне, Закон об электронной подписи» и др., а также практически все федеральные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Информация присутствует в результатах творческой деятельности, правовой режим которых определяется законодательством об интеллектуальной собственности.

Частью национальной правовой системы являются соглашения РФ, связанные с ее участием в международных объединениях (ВТО, Таможенном союзе, ЕАЭС). Например, Договор о ЕАЭС (Астана, 29 мая 2014 г.) содержит Приложение № 3 «Протокол об информационнокоммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза». В целях реализации Концепции создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли ТС и первоочередных мерах по ее реализации 1 приняты Правила электронного обмена данными в интегрированной информационной системе внешней и взаимной торговли .

В сфере осуществления предпринимательской деятельности и ее государственного регулирования основную роль играет документированная информация. Согласно Закону об информации документированная информация (документ) - это зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством РФ случаях ее материальный носитель (ст. 2).

Требования к документированию информации, т. е. к форме и реквизитам документов, устанавливаются законодательством РФ или соглашением сторон. Правила и стандарты документального оформления информации, предусмотренные законодательством, прежде всего касаются документов, которые обращаются в публичной сфере, например, при регистрации субъектов предпринимательской деятельности, в области статистической, бухгалтерской и налоговой отчетности.

Важное значение для упорядочения документооборота имеют акты государственных органов в области стандартизации. Так, в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (ОКУД) входит Унифицированная система организационно-распорядительной документации, которая включает в себя формы документов по созданию, реорганизации, ликвидации, оперативно-информационному регулированию деятельности предприятия.

Наряду с традиционными письменными документами, выполненными на бумажном носителе, все более широкое применение находят электронные документы. Электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, т. е. в виде пригодном для восприятия человеком с использованием ЭВМ, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах (ст. 2 Закона об информации).

В соответствии с ГК РФ документ приобретает юридическую силу после его подписания уполномоченным лицом. Подтверждение юридической силы документа, передаваемого с помощью информационно-телекоммуникационных сетей, может осуществляться электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи (п. 2 ст. 160 ГК РФ). Понятие, виды и порядок использования электронных подписей определяются Законом об электронной подписи.

Возможность оформления и передачи информации в форме электронных документов предусмотрена многими нормативными правовыми актами, регулирующими предпринимательскую деятельность. В частности, НК РФ (ст. 80), Законом о бухгалтерском учете (ст. 9,10), Положением о правилах осуществления перевода денежных средств (гл. I) 1 и др.

Электронный документооборот все более широко применяется между предпринимателями в гражданско-правовой сфере. Обмен электронными документами в соответствии с п. 2 ст. 434 ГК РФ приравнивается к заключению договоров в простой письменной форме.

Реализация Стратегии развития информационного общества в РФ предполагает повышение эффективности взаимодействия государства и бизнеса на основе использования информационных технологий . Одним из направлений этого процесса выступает создание и интеграция информационных систем в различных сферах государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств (ст. 2 Закона об информации). К информационным системам можно отнести информационные фонды, банки данных, библиотеки, архивы и др. Например, Федеральный банк данных о нарушениях налогового законодательства, учрежденный постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1998. № 169 , негосударственная информационно-справочная правовая система «Кон- сультантПлюс» и т. д. Информационные системы в различных отраслях государственного управления представлены в виде таких систем учета и регистрации информации как реестры, регистры, кадастры и др.

Данные о субъектах предпринимательства и их деятельности отражаются в различных информационных системах, например, Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), торговом реестре, реестре государственных контрактов, государственном кадастре недвижимости и др.

В последние годы активно формируются информационные системы по обеспечению развития бизнеса в различных отраслях российской экономики - топливно-энергетическом комплексе, промышленности, торговле, в сфере госзакупок1 и др. Так, создание информационных систем предусмотрено Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно- энергетического комплекса» , ст. 20 Закона о торговле, ст. 3 Закона о контрактной системе, ст. 14 Закона о промышленной политике и др.

Субъектами информационных правоотношений являются физические и юридические лица, а также публичные образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования), от имени которых полномочия осуществляются государственными органами или органами местного самоуправления.

Перечисленные субъекты могут выступать в качестве обладателей или получателей информации, а также иных субъектов в установленных законом случаях.

Обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам. Права и обязанности обладателя информации предусмотрены законом. В частности, он вправе определять порядок и условия доступа к информации; использовать и передавать ее другим лицам по своему усмотрению, принимать меры по защите информации (п. 3, 4 ст. 6 Закона об информации).

Для современного этапа развития общества характерно возрастание роли информационной сферы, которая включает в себя многочисленные блоки разнообразной информации, сами информационные структуры, а также субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информационных ресурсов. Информационная сфера как системообразующий фактор жизни общества активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности РФ.

Неправомерный доступ к коммерческой, банковской тайне может нанести организации значительный материальный ущерб, а также имиджевые издержки. Для того чтобы защитить себя от утечки информации, целесообразно в рамках предприятия разрабатывать локальные акты, которые могут называться по-разному: положения о конфиденциальной информации, перечни сведений, не подлежащие разглашению, и т.д. Работники должны быть ознакомлены с такими актами под расписку.

Для правильного понимания следует уточнить, что представляют собой объект и субъекты информационного обеспечения предпринимательства, какие функции выполняет организация системы информационного обеспечения на разных уровнях предприятия.

Во-первых, объект и субъекты системы информационного обеспечения предпринимательства тесно взаимосвязаны. Во-вторых, в качестве объекта системы информационного обеспечения в целом выступает стабильное экономическое состояние субъекта предпринимательской деятельности в текущем и перспективном периодах. Конкретными же объектами информационного обеспечения являются информационные и иные ресурсы: финансовые, материально-технические, кадровые и др.

Можно выделить две группы осуществляющих информационное обеспечение предпринимательства субъектов: внешние и внутренние. К внешним субъектам относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти, призванные информационно обеспечивать всех без исключения законопослушных участников предпринимательских и иных отношений ; причем их деятельность не может полностью контролироваться самими предпринимателями (во всяком случае, в современной российской действительности). Эти органы формируют законодательную основу функционирования и защиты предпринимательской активности в различных ее аспектах и гарантируют стабильность информационных отношений в интересах всех граждан страны.

Внутренние субъекты это лица, непосредственно осуществляющие деятельность по защите информационной безопасности данного конкретного субъекта предпринимательства. В качестве таких субъектов могут выступать работники собственной службы безопасности предприятия; приглашенные специалисты и консультанты, оказывающие информационные услуги в целях защиты предпринимательской деятельности.

Администрация предприятия осуществляет информационное обеспечение собственной деятельности на основе определенной стратегии и тактики.

Стратегия информационного обеспечения предпринимательства предполагает долгосрочный подход к достижению цели. Она должна включать прежде всего систему превентивных мер по защите конфиденциальной информации, реализуемую через регулярную, непрерывную работу структурных подразделений организации по проверке контрагентов, анализу предполагаемых сделок, экспертизе документов, выполнению правил работы с документацией и т.п. Может быть выработана также стратегия реактивных мер, основанная на применении ситуационного подхода и реализуемая через систему мероприятий, специфических для данной ситуации.

Тактика информационного обеспечения предпринимательства включает применение определенных процедур и выполнение конкретных действий в целях противодействия возникающим угрозам. Такими действиями в зависимости от ситуации могут быть, например, принятие дополнительных мер по сохранности коммерческой тайны; создание подразделения компьютерной безопасности; предъявление устных или письменных претензий контрагснту-нарушителю; обращение в правоохранительные органы или суд.

Итак, среди основных направлений по информационному обеспечению предпринимательства можно выделить:

  • – проведение проверок в структурных подразделениях предприятия и оказание практической помощи по вопросам информационного обеспечения их деятельности;
  • – организация и осуществление защиты конфиденциальной информации;
  • – разработка и внедрение локальных актов, например положения о коммерческой тайне;
  • – автоматизация информации по вопросам безопасности;
  • – постепенный переход подразделений на безбумажный (электронный) документооборот;
  • – проверка правил ведения закрытого делопроизводства;
  • – проверка работников на предмет соблюдения ими правил обеспечения информационной, экономической безопасности.

К организации информационного обеспечения предпринимательской деятельности предъявляются определенные требования, среди которых можно выделить следующие.

  • 1. Законность предполагает, что деятельность лиц, обеспечивающих информационную безопасность, должна носить законный характер, иначе весь защитный механизм может оказаться ненадежным по вине самого субъекта предпринимательской деятельности. В качестве неблагоприятных последствий возможны различного рода санкции правоохранительных органов, привлечение в качестве ответчика в суд, шантаж со стороны криминальных структур и т.д.
  • 2. Комплексность , т.е. возможное взаимодействие всех подразделений предприятия в целях обеспечения необходимого уровня защиты, создания климата сотрудничества и доверия.
  • 3. Экономическая целесообразность , означающая, что в первую очередь следует организовывать информационную безопасность тех объектов, затраты на защиту которых меньше, чем потери от незаконного их использования. В этом случае должны учитываться также финансовые возможности организации.
  • 4. Непрерывность , предполагающая, что функционирование комплексной системы обеспечения информационной безопасности предпринимательства должно осуществляться постоянно.
  • 5. Оперативность обеспечивается быстродействием специальных информационных служб и эффективностью проведенных мероприятий по доведению нужной информации по технологическим цепочкам, а также своевременным информированием администрации предприятия.
  • 6. Координация и подконтрольность системы обеспечения информационной безопасности руководству субъекта предпринимательской деятельности . Это необходимо, во-первых, для того, чтобы локальная система безопасности не оказалась сориентирована на решение узких задач, без учета интересов партнеров и других структурных подразделений; во-вторых, для правильной оценки эффективности системы информационного обеспечения предприятия и ее возможного совершенствования.

В рамках предприятия должна быть обеспечена организация службы информационной безопасности. Среди субъектов, обеспечивающих защиту информационной безопасности предпринимательской деятельности, наибольшее значение имеет служба собственной безопасности, конечно, при наличии у предпринимателей необходимых для этого финансовых средств. Можно выделить ряд этапов, рекомендуемых предпринимателям при обеспечении информационной безопасности.

  • 1. Принятие решения о создании системы обеспечения информационной безопасности предприятия. Данный вопрос должен возникнуть в момент принятия решения об организации юридической фирмы в зависимости от выбираемого вида деятельности, характера предполагаемых услуг, использования частной информации, количества работников и т.д. На общем собрании учредителям заранее необходимо предусмотреть возможность создания специальной службы и распределить обязанности. После государственной регистрации организации руководителями принимается окончательное решение, определяются ответственные лица, которые будут непосредственно заниматься организацией службы информационной безопасности.
  • 2. Определение общих задач по обеспечению информационной безопасности предприятия. Сюда входят определение предполагаемых угроз, их предупреждение, установление конкретных объектов защиты (информация, компьютерные системы, ключи доступа, безопасность помещений).
  • 3. Разработка положения об обеспечении информационной безопасности предприятия, определение структуры и кадрового состава лиц, занимающихся данной работой.
  • 4. Подбор и расстановка кадров. Работниками службы информационной безопасности могут быть люди, имеющие специальные навыки и умеющие работать с информационными технологиями. Важным и ключевым условием является именно профессиональная подготовка. На практике принято отдавать предпочтение бывшим работникам правоохранительных органов (МВД России, ФСБ России, прокуратуры) с соответствующим опытом работы.
  • 5. Непосредственная организация и функционирование службы информационной безопасности предприятия. Работа структурного подразделения по информационной безопасности регламентируется целым рядом локальных актов, которые следует разработать в рамках предприятия. Лицам, обеспечивающим информационную безопасность, запрещается оказывать иные услуги, не связанные с работой собственного предприятия. В процессе деятельности значительную роль играет умелая расстановка кадров, распределение прав и обязанностей. Важным фактором является гибкая система стимулирования работников службы. Финансирование обычно осуществляется из прибыли. Экономия средств, как правило, оборачивается гораздо более крупными потерями.
  • 6. Контроль над деятельностью по обеспечению информационной безопасности. Для поддержания высокого уровня производственной дисциплины, а также эффективного противодействия различным взломам и информационным атакам необходимо осуществление постоянного контроля и анализа результатов данной деятельности. Для этого осуществляются:
    • – регулярные текущие отчеты работников, занимающихся обеспечением информационной безопасности, перед руководством предприятия;
    • – внеплановые отчеты по защите от конкретных угроз и о принятых организационных и технических мерах;
    • – анализ отчетов и формирование позиции руководства относительно эффективности системы информационной безопасности предприятия. Важным элементом поддержания высокого уровня защиты является совершенствование деловых навыков работников, занятых обеспечением информационной безопасности, что достигается постоянным повышением их квалификации и переподготовкой (не реже чем каждые три года).
1

Лекция 3.

Информационное обеспечение предпринимательской деятельности

3. Внешнеэкономическая деятельность и требования к информационному обеспечению

4. Методика решения задач кредитования в банке и требования к информационному обеспечению

1. Роль планирования и оперативного управления в деятельности предприятия

Планирование - важнейший элемент менеджмента. Основная кон­цептуальная цель деятельности предприятия - достигать максималь­ной прибыли, производя то , на что есть спрос. Для того чтобы достичь этой цели, следует разработать стратегию развития предприятия. Разработанная стратегия должна отвечать на вопрос, как в максималь­ной степени использовать имеющиеся возможности предприятия в кон­кретных условиях той внешней среды, в которой предполагает дей­ствовать это предприятие

Возможности предприятия - это его ресурсы. К основным из них относят следующие (схема 1)

Финансовые ресурсы;

Технико-технологические ресурсы;

Кадровые ресурсы;

Правовые ресурсы;

Интеллектуальные ресурсы;

Информационные ресурсы;

Ресурсы по обеспечению безопасности

Глубокое знание и объективная оценка возможностей предприятия, фирмы - важный элемент при разработке стратегии развития Ин­формацией о своих ресурсах обычно располагает сама фирма Это внутренняя информация Однако для оценки имеющихся собствен­ных ресурсов технико-технологической базы, стоимости недвижи­мости и других составляющих корпоративных ресурсов - часто при­влекаются и внешние эксперты Аудиторская проверка по существу является оценкой финансового состояния предприятия, фирмы

Основой при разработке стратегии развития предприятия является объективный анализ внешней среды.

Основными составляющими внешней среды являются следующие (схема 1):

Общее состояние мировой экономики;

Состояние отраслевых рынков,

Состояние рынков отдельных видов продукции и услуг.

Первые три составляющие необходимы при выработке стратегии, для того чтобы определить, какие элементы мирового, отечественно­го и отраслевых рынков оказывают существенное влияние на ведение

Бизнеса данной конкретной фирмы. При этом особое внимание уделя­ется изучению спроса, предложения и условий работы на выбранном рынке (схема 2).

Изучение и анализ этих элементов внешней среды проводится как маркетинговое исследование либо соответствующими аналитически­ми структурами фирмы, либо специализирующимися на таких иссле­дованиях консалтинговыми агентствами. Документальным отображе­нием предлагаемой или выбранной стратегии развития деятельности предприятия является бизнес-план, или технико-экономическое обо­снование. Бизнес-план выполняет ряд важнейших для фирмы, пред­приятия функций:

Является обоснованием для руководства фирмы, предприятия правильности выбранной стратегии. Принятая руководством стратегия, а следовательно и утвержденный бизнес-план, позво­ляет фирме осуществлять краткосрочное, тактическое планиро­вание, т. е. реализовывать конкретные задачи , направленные на выполнение общего замысла стратегии развития предприя­тия;

Является одним из основных документов, на основании которых банки рассматривают возможность выдачи кредита фирме;

Позволяет фирме, предприятию привлечь потенциальных парт­неров, которые могут внести свой вклад в реализацию стратегии фирмы, предприятия.

^ 2. Бизнес-план и требования к информационному обеспечению

Бизнес-план представляет собой достаточно сложный документ, включающий в себя описание компании, ее потенциала, оценку внут­ренней и внешней среды бизнеса, конкретные данные о развитии фир­мы. Хотя внешне бизнес-планы могут отличаться друг от друга, состав их разделов остается практически неизменным, а именно: краткое со­держание, характеристика отрасли, описание создаваемой компании и производимых ею продуктов и услуг, исследование и анализ рынка , планы маркетинга, производственный и финансовый планы, а также оценка возможных рисков и страхование.

В табл. 1 содержится информация, которую необходимо получить для разработки различных разделов бизнес-плана.


Раздел бизнес-плана

Внешняя информация

Внутренняя информация

Анализ рынка

Информация о емкости рынка, сегментации рынка; экономических, научно-технических, демографических, экологических факторах; законодательстве

Производственный план

Информация о возможных поставщиках сырья, оборудования, материалов, комплектующих изделий ; о технологиях, лицензиях, необходимых для производства

Финансовый план и стратегия финансирования

Статистические данные.

Финансовая информация.

Прогнозы дальнейшего развития.

Ставки кредитов.

Цены на электроэнергию, воду,

Сырье, труд.

Налоговое законодательство.

Курсы валют


Исходный баланс.

Прямые и косвенные издержки на производство.

Показатели сбыта.

Показатели производственной деятельности.

Стоимость основных фондов.

Оборотные средства.

Текущая финансовая информация


План маркетинга: Изучение конкурентов

Исследование цен

Исследование товародвижения и продаж


Информация о возможных конкурентах, их слабых и сильных сторонах, их доле рынка, маркетинговых средствах

Информация о ценах на аналогичную продукцию, о поведении и реакции потребителей относительно цены товара

Информация о возможных посредниках, продавцах, транспортных фирмах


Затраты

На разработку,

Производство


Оценка и страхование риска

Состояние банковских структур,

Их репутация.

Информация об оценке надежности

Всех, с кем предприятие

Предполагает иметь деловые

Отношения.

Курсы валют.

Политическая и экономическая

Ситуация в стране.

Криминогенная обстановка

В стране и тенденции ее изменения.

Возможные страховые компании,

Их репутация


Правовое обеспечение деятельности фирмы

Правовая система в части:

Децентрализованная.

3. Информация о какой составляющей внешней среды наиболее труднодоступна:

Общее состояние экономики;

4. Основная доля необходимой для фирмы информации может быть получена:

Из внешних источников;

Из внутренних источников.

5. Информация о каких составляющих внешней среды необходима фирме для обеспечения предпринимательской деятельности:

Состояние отраслевого рынка;

Состояние рынка конкретной продукции.

6. Сбор информации о фирме кредитный инспектор осуществляет на этапах:

Проверки финансового состояния заемщика;

Проверки реализуемости бизнес-плана;

Реализации проекта.

Контрольные вопросы

Роль планирования и оперативного управления в деятельности предприятия

2. Бизнес-план и требования к информационному обеспечению

3. Внешнеэкономическая деятельность и требования к информационному обеспечению

4. Методика решения задач кредитования в банке и требования к информационному обеспечению

В продолжение темы:
Asus

Чтобы строки маркированного списка как-то выделить от основного текста, можно сделать так, чтобы цвет маркеров в списке отличался от цвета текста.По умолчанию стоит черная...

Новые статьи
/
Популярные