Диагностические тесты для факультатива "Информационная культура школьника" (6 класс). Тест: Формирование информационной культуры личности Диагностика информационной культуры учителей

ТЕМА 4. Библиографическое описание: ГОСТ 7.1-2003
51. Задание № 51

Отметьте, элемент библиографического описания, который к заголовку НЕ относится. По характеру сведений о документе различают следующие виды заголовков:


  • имя лица

  • наименование организации

  • унифицированное заглавие

  • обозначение документа

  • обозначение материала
52. Задание № 52

ГОСТ, которым руководствуются при составлении библиографического описания документа:


  • ГОСТ 7.1-84 0

  • ГОСТ 7.1-2003

  • ГОСТ 7.60-2003

  • ГОСТ 7.11-78
53. Задание № 53

В качестве элемента "заголовок описания", может выступать:


  • ответственный редактор

  • название книги

  • имя первого автора

  • составитель
54. Задание № 54

  • не указываются, книга описывается под основным заглавием
55. Задание № 55

Знак препинания, который предшествует элементу библиографического описания "сведения об ответственности" :


  • .- (точка и тире)

  • , (запятая)

  • ;(точка с запятой) D:(двоеточие)

  • /(косая черта)
56. Задание № 56
Отметьте, правильный ответ

Область "выходных данных" в составе библиографического описания, включает:


  • место издания, имя издателя, дата издания

  • место издания

  • имя издателя (издательство)

  • дата издания

  • сведения о повторности издания
57. Задание № 57

Знак препинания, предшествующий элементу библиографического описания "место издания, распространения":


  • .- (точка и тире)

  • , (запятая)

  • ; (точка с запятой)

  • :(двоеточие)
58. Задание № 58

Знак препинания, предшествующий элементу библиографического описания "имя издателя":


  • .- (точка и тире)

  • , (запятая)

  • ;(точка с запятой)

  • :(двоеточие)

  • / (косая черта)
59. Задание № 59

Год в элементе библиографического описания "дата издания" указывается:


  • арабскими цифрами с буквой г.

  • арабскими цифрами без буквы г.

  • римскими цифрами с буквой г.

  • римскими буквами без буквы г.
60. Задание № 60

Область физической характеристики в составе библиографического описания, входит:


  • сведения об иллюстрациях, таблицах, фотографиях

  • объем документа, сведения об иллюстрациях

  • тираж
61. Задание № 61

Элемент библиографического описания, перед которым не ставится знак препинания: (двоеточие)


  • сведения об издании

  • имя издателя

  • сведения, относящиеся к заглавию

  • сведения об иллюстрациях, схемах, таблицах
62. Задание № 62

Элемент библиографического описания, перед которым не ставится знак препинания.- (точка и тире):


  • сведения об издании

  • сведения об ответственности

  • место издания

  • физическая характеристика

  • серия
63. Задание № 63

Аналитическое библиографическое описание, применяется при описании:


  • сборника

  • журнала

  • статьи из журнала, сборника

  • книги под заглавием
64. Задание № 64

Знаки препинания, которые ставятся при описании данных журнала в аналитическом описании (//Педагогика 2008 №2 С.15-20):


  • , (запятая)

  • :(двоеточие)

  • ; (точка с запятой)

  • / / (две косые черты)

  • .- (точка и тире)
65. Задание № 65

Объектом аналитического библиографического описания документа, является описание:


  • книги оного автора

  • книги двух авторов

  • сборника

  • статьи из сборника

Модуль 2. Информационный поиск
ТЕМА 6 – 8. Электронные информационные ресурсы.

Поиск информации в отдельных базах данных НБ СибГТУ.

Электронный каталог: локальная и сетевая версии.
66. Задание № 66

Выпуски трудов сотрудников СибГТУ можно найти используя каталог:


  • систематический

  • алфавитный

  • предметный

  • электронный

  • топографический
67. Задание № 67

Осуществить поиск книг по теме можно используя каталог:


  • алфавитный

  • топографический

  • электронный

  • систематический
68. Задание № 68

Базы данных, которые отсутствуют в поисковом интерфейсе системы ИРБИС:


  • статьи корпорации МАРС

  • Российской книжной палаты

  • Опыт русского лесоводства

  • каталог трудов научных сотрудников СибГТУ

  • электронный каталог НБ
69. Задание № 69

Элементы, свидетельствующие о наличии полного текста в электронном каталоге:


  • дополнительные ограничения

  • термины запроса

  • ссылка в конце полного библиографического описания

  • кнопка "полный текст документа"

  • ссылка в кратком описании
70. Задание № 70

Вид поиска для нахождения CD, DVD в электронном каталоге:


  • физический носитель информации

  • заглавие

  • вид/тип документа

  • издающая организация

  • тематический рубрикатор
71. Задание № 71

Поиск по теме в электронном каталоге проводится по:


  • автору

  • ключевым словам

  • характеру документа

  • заглавию
72. Задание № 72

Для уточнения результатов поиска по году издания документа, необходимо использовать:


  • логические операторы

  • дополнительные ограничения

  • усечение

  • связанные документы

  • полное описание
73. Задание № 73

Расширить запрос в электронном каталоге можно с помощью:


  • логического оператора ИЛИ

  • логического оператора НЕТ

  • усечения

  • не предусмотрено расширение запроса

  • логического оператора И
74. Задание № 74

Уточнить запрос по электронному каталогу можно используя:


  • логический оператор И

  • логический оператор ИЛИ

  • логический оператор НЕТ

  • меню "Уточняемый запрос"

  • не предусмотрено уточнение запроса
75. Задание № 75

Вид поиска в электронном каталоге, используемый при отборе книг по издательству:


  • характер документа

  • заглавие

  • издающая организация

  • тематический рубрикатор

  • год издания
76. Задание № 76

Вид поиска в электронном каталоге, используемый при отборе литературы по организации. Например: СибГГУ:


  • предметные рубрики

  • индексы УДК, ББК

  • географические рубрики

  • персоналия

  • персоналия (коллектив)
77. Задание № 77

Вид поиска в электронном каталоге, используемый при отборе литературы о Наполеоне Бонапарте:


  • предметные рубрики

  • персоналия "имя коллектива"

  • индексы УДК, ББК

  • географические рубрики

  • персоналия
78. Задание № 78

Отметьте два варианта ответа.

Виды поиска в электронном каталоге, используемые при отборе книг по теме "Высшее образование во Франции":


  • ключевые слова

  • издающая организация

  • географические рубрики

  • страна издания
79. Задание № 79

Отметьте два варианта ответа.

Виды поиска, используемые при отборе книг автора Марининой А. Б. из серии "Детектив глазами женщины":


  • заглавие

  • автор

  • характер документа

  • заглавие серии

  • ключевые слова
80. Задание № 80

Отметьте два варианта ответа.

Виды поиска, используемые при тематическом отборе книг на иностранном языке:


  • ключевые слова

  • географические рубрики

  • издающая организация

  • предметные рубрики
81. Задание № 81

Вид поиска, используемый при отборе учебных пособий:


  • издающая организация

  • вид/тип документа

  • характер документа

  • ключевые слова

  • заглавие
82. Задание № 82

  • Чиркунов, О. А. Кризис модели потребления/ О. А. Чиркунов // Банковское дело. - 2009. - N 1.-С.16-17.

  • Ефанов, М.В. Получение азотсодержащих сорбентов на основе древесных отходов/ М.В. Ефанов, Д.В. Дудкин, А.И. Галочкин // Журнал прикладной химии. - 2002. - Т.75, Вып.10. - С. 1745-1746. - Библиогр. в конце ст.

  • Костенко, А. Еще разо рейтингах/ А.Костенко // Экология и жизнь. - 2009. - N 1. - С. 26.

  • Влияние формиатов и оксалатов металлов на скорость распада октогена / Р. С. Степанов [и др.].; Сиб. гос. технол ун-т// Физика горения и взрыва. - 2004. - Т.40, N5. - С. 86-90. См. ссылку INTERNET. Документ доступен для просмотра в локальной сети НБ
83. Задание № 83

Выбрать один вариант

В качестве заглавия для оформления списка к курсовой или другой работе используют:


  • список основной использованной литературы

  • библиография

  • список

  • список использованной литературы

  • библиографический список
84. Задание № 84

Способ построения материала, не применяемый в библиографических списках:


  • хронологический

  • систематический

  • алфавитный

  • по видам изданий

  • непоследовательный
85. Задание № 85
Отметьте один вариант.
Библиографический список к реферату приводится в:

  • начале документа

  • конце документа

  • приложении

  • конце основной части

  • начале каждого раздела
86. Задание № 86

Установите соответствие между способами и характеристиками построения библиографических списков:

алфавитный расположение библиографических описаний в

хронологический материал располагается по годам публикаций, а

систематический библиографические описания располагаются по

отраслям знаний, темам.

библиографические описания располагают в порядке первых отсылок в основном тексте к документам.

87. Задание № 87

Установите порядок последовательного описания источников в библиографическом списке:


  • законодательные документы

  • нормативные документы

  • основная литература

  • издания на иностранных языках

^ Анкета 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

1. Какими источниками информации вы чаще всего пользуетесь?


  1. Школьная библиотека

  2. Домашняя библиотека

  3. Газеты журналы

  4. Родственники

  5. Друзья

  6. Телевидение

  7. Интернет

  8. CD энциклопедии

  9. Другое (дописать)
2. Какую информацию вы чаще всего ищите в различных источниках информации?

  1. Учебную, познавательную

  2. О компьютерах, компьютерных играх

  3. О событиях в стране, за рубежом

  4. Развлекательную, юмор

  5. Музыка

  6. Спорт

  7. Бытовая информация (советы)
3. Как вы работаете с получаемой информацией?

  1. Используете полученную информацию целиком

  2. Критически относитесь к информации и используете только то, что считаете необходимым

  3. Собираете информацию из разных источников и соединяете в собственную
4. Оцените по пятибалльной шкале каждое из своих умений работать с информацией (5 – умею работать с информацией; 4 – умею выполнять основные действия; 3 – работа с информацией вызывает у меня затруднения; 2 – мне трудно работать с информацией; 1 – не умею работать с информацией)

  1. Поиск информации

  2. Оценка и отбор информации

  3. Обобщение и обработка информации

  4. Представление информации
5. Как и где вы используете полученную информацию?

6. В каком возрасте вы впервые сели за компьютер?

7. Когда вы впервые вышли в Интернет?

8. Где вы обычно пользуетесь компьютером?


  1. Дома;

  2. В школе;

  3. В интернет-клубе;

  4. У друзей.
9. Где вы можете получить доступ в Интернет?

  1. Дома;

  2. В школе;

  3. В интернет-клубе;

  4. У друзей.
10. Доверяете ли вы информации полученной в Интернете?

  1. В большей мере

  2. В меньшей мере
11. Какую роль в вашей жизни играет Интернет?

  1. Интернет - такая же важная сфера моей жизни, как школа, друзья, без которой моя жизнь была бы неинтересной.

  2. Интернет - ещё один источник информации, которым удобно иногда пользоваться.

  3. Интернет – просто развлечение.
12. Что вы обычно делаете выходя в Интернет?

  1. Нахожу нужную мне информацию

  2. Читаю интересную информацию

  3. Играю в игры

  4. Общаюсь (ЧАТ)

  5. Отправляю и получаю письма

  6. «Брожу» по Интеренту в поисках интересного

  7. Участвую в обсуждении интересных вопросов в Интернет – конференциях

  8. Пользуюсь услугами Интернет - рассылок
13. Как часто вы используете Интернет как средство общения?

  1. Постоянно

  2. Часто

  3. Иногда

  4. Не использую
14. Какие достоинства и недостатки использования Интернета вы можете назвать?

Приложение 2

^ МОНИТОРИНГ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ


Опрос 1. ДИАГНОСТИКА МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мероприятия

Наименование мероприятий проведенных за последние 2 г.

^ Анализ эффективности и личностной значимости

Перспективный план на учебный год

Использование ИКТ в образовательном процессе, технологий обучения детей и т.п.

Работа в сетевом методическом объединении, сотрудничество с методическим центром, другими организациями образования

Участие в профессиональных и творческих дистанционных педагогических конкурсах

Участие в дистанционных семинарах, форумах, методических и предметных неделях

Разработка дистанционных авторских программ, элективных курсов

Публикации статей на профессиональные темы, в том числе размещение на областных / в республиканских порталах сети Интернет

Опрос 2. ^ ПОДХОДИТ ЛИ ДЛЯ МЕНЯ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ?

Начало формы

1. Моя потребность в этом курсе в данный момент…
а. Очень велика, поскольку я преследую вполне определенную цель.
б. Средняя, так как позже я смогу поучиться на аналогичном очном курсе по той же или другой теме.
в. Низкая. Это дело может и подождать.

^ 2. Ощущение того, что я являюсь частью учебной группы…
а. Не так уж для меня и важно.
б. Достаточно важно для меня.
в. Очень важно для меня.

^ 3. Я бы отнес себя к тем людям, которые…
а. Часто делают разные вещи с опережением графика.
б. Время от времени нуждаются в напоминаниях.
в. Привыкли все откладывать на последнюю минуту и часто не завершают то, за что берутся.

^ 4. Групповая дискуссия это…
а. То, что мне очень редко помогает.
б. Иногда может помочь.
в. Всегда мне помогает.

^ 5. Когда преподаватель объясняет правила выполнения задания, я предпочитаю…
а. Разобраться во всем самостоятельно.
б. Пытаюсь все сделать так, как объяснили, а затем, если это требуется, обращаюсь за помощью.
в. Прошу объяснить мне правила в индивидуальном порядке.

^ 6. Мне нужно получать отзывы преподавателей на выполненные задания…
а. В течение нескольких недель, чтобы я проследил, что я уже сделал.
б. В течение нескольких дней, иначе я забуду, что я сделал.
в. Сразу же после их сдачи или я очень расстроюсь.

^ 7. Принимая во внимание мой ежедневный график работы и отдыха, я смогу уделять дистанционному обучению время, которое…
а. Даже больше того, что нужно для очного обучения.
б. Будет таким же, как в очном обучении.
в. Меньше, чем для очного обучения.

^ 8. Посещение занятий в учебном заведении…
а. Совершенно не подходит для меня, так как я очень занят (работа, семья, личные проблемы) в те часы, когда нужно быть на занятиях.
б. Затруднительно, но я смогу изменить приоритеты и организовать свое время так, чтобы успевать на занятия.
в. Вполне мне подходит.

^ 9. Оценивая себя как читателя, я бы мог сказать, что мой уровень…
а. Хороший – обычно я понимаю любой текст без посторонней помощи.
б. Средний – иногда мне требуется помощь, чтобы понять текст.
в. Ниже среднего.

^ 10. Когда у меня возникают проблемы при изучении предмета…
а. Я считаю вполне нормальным подойти к преподавателю и задать ему вопрос.
б. Мне неловко беспокоить преподавателя, но я все равно стараюсь это делать.
в. Я никогда не подойду к преподавателю, чтобы признаться в своем незнании.

Конец формы

Школьный электронный журнал

Конец формы

Конец формы

Конец формы


Данная анкета предназначена для заполнения родителями учащихся

Есть ли у вас возможность ежедневно беседовать со своим ребёнком о его школьных делах? *

Да нет иногда

Успеваете ли вы ежедневно проверять дневник своего ребёнка? *

Да нет иногда

Интересны ли вам дела, в которых участвовал или будет участвовать ваш ребёнок? *

Часто ли ваш ребёнок скрывает от вас неприятности в школе или плохие отметки? *

Да нет иногда не знаю

Есть ли у вас дома выход в интернет? *

Нет, но скоро будет нет да

Есть ли у вас на работе выход в интернет? *

Считаете ли вы необходимым создание школьного электронного журнала? * да нет

Считаете ли вы нужным создавать персональные школьные электронные дневники? *

Какую информацию вы считаете нужным разместить в школьном электронном журнале: *

Оценки замечания поощрения

Итоги внеклассных мероприятий планы мероприятий, экскурсий

Консультации учителей консультация психолога

Ваши предложения по созданию и содержанию школьного журнала.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ГЛОССАРИЙ

Программа (экономическая, социальная) – совокупность взаимООвя­занных мер, план действий, направленных на достижение единой цели, решение одной проблемы.

Проект – ограниченная во времени деятельность, направленная на создание уникального продукта или услуги; любая деятельность, имеющая четко определенную отправную точку и цели, достижение которых означает завершение деятельности. На практике большинство проектов для достижения целей могут использовать лишь ограничен­ные ресурсы.

Цель – 1. желаемый результат (предмет стремления); то, что хочется осуществить; 2. чётко описанное желательное состояние, которого необходимо достигнуть. 3. предвосхищаемый в сознании результат деятельности.

Задача - проблемная ситуация с явно заданной целью , которую необходимо достичь; в более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, т. е. то, что требуется сделать. В первом значении задачей можно назвать, например, ситуацию, когда нужно достать предмет, находящийся очень высоко; второе значение слышно в указании: «Ваша задача - достать этот предмет». Несколько более жёсткое понимание «задачи» предполагает явными и определёнными не только цель, но и условия задачи, которая в этом случае определяется как осознанная проблемная ситуация с выделенными условиями (данным) и требованием (целью).

Индикаторы – определенные параметры, показатели, по которым можно судить о выполнение поставленных целей и задач.

^ Мониторинг программ - С методологической точки зрения мониторинг программ можно рассматривать как процедуру по оценке целью, которой является выявление и (или) измерение эффектов продолжающихся действий без выяснения причин. В контексте концепции о волнах в развитии Оценки как дисциплины, мониторинг можно считать базовым элементом, присущим «третьей воле» развития оценки . Мониторинг выступает в качестве внутренней процедуры, основанной на индикаторах и результатах, а также как инструмент сбора информации и отчетности.

^ Оценка программ (англ. program/policy evaluation) - аналитический инструмент или процедура, предназначенная для измерения прямых эффектов, результативности и долгосрочных последствий реализации государственных программ, отраслевых политик, ассессмента воздействия, а также программ развития, проектов некоммерческого сектора, корпоративных программ. Соответственно, "оценочное исследование" – междисциплинарное исследование, использующее экономические, социологические, политологические методы в соответствии с признанными открытыми стандартами («руководящими принципами») национальных и международных обществ по оценке.

^ Социальная политика представляет собой комплекс социальных программ.

Социальная программа – программа, нацеленная на решение той или иной социальной проблемы. Как правило, социальный и социально-экономический эффект социальных программ выражается в повышении качества жизни граждан и общества в целом. В конечном итоге, в процессе реализации социальных проектов/программ чаще всего решаются насущные проблемы общественного характера: снижение уровня бедности, смертности, уменьшение количества бездомных и т.д.

Эмпирическая социология - это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Эмпирическую социологию называют также социографией. Такое наименование представляется более точным, поскольку оно подчеркивает описательный характер этой дисциплины. Основная ее функция – изучение общественного мнения и разных социальных процессов, описание отдельных частных сторон жизни общества. Эмпирическая социология обречена на ошибки без теоретической социологии.

^ Теоретическая социология - социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания . Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология становится неаргументированной.

Опро́с - психологический , заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Интервью - психологический вербально-коммуникативный метод , заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и и - стандартная методика исследования в области общественных наук , имеющая своим предметом анализ содержания текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей . Контент-анализ применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как не систематизированный, беспорядочно организованный текстовой материал. Философский смысл контент-анализа, как исследовательского метода, состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста. В указанном смысле, контент-анализ является одной из номотетических исследовательских процедур, используемых в сфере применения идеографических методов.

^ Запр́ос - это формулирование своей информационной необходимости.

Выборка - множество случаев (испытуемых, объектов, событий, образцов), с помощью определённой процедуры выбранных из генеральной совокупности для участия в исследовании.

^ Качественная характеристика выборки – кого именно мы выбираем и какие способы построения выборки мы для этого используем.

Количественная характеристика выборки – сколько случаев выбираем, другими словами объём выборки.

Потребитель - гражданин , имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В нашем случае потребитель – это получатель благ, услуг от реализации той или иной социальной программы.

1 Kawachi P. Computers, multimedia and e-learning. In U.V.Reddi & S. Mishra (Eds.), Educational media in Asia, (pp. 97-122). – Vancouver: Commonwealth of Learning. – 2010. – January 4 //http://www.col.org/colweb/site/ pid/3329

Woodill G. Where is Learning in e-Learning?: a critical analysis of the e-learning industry. – Opentel Corporation, 2004. – 22 p.

В рассмотрении сущности информационной культуры педагога ученые выделяют в качестве основных структурных элементов этого явления когнитивный (знания и умения в области информатизации и компьютеризации), процессуальный (информационные технологии), технический (возможности компьютера), аксиологический (ценности, направленность на работу с информацией), психологический (готовность и способности), профессионально-деятельностный (связь информационной деятельности с профессией).

Основное внимание уделяется первым трем элементам - когнитивному, процессуальному и техническому. Имеются достаточно представительные перечни элементов знаний и умений, необходимых педагогу для овладения информационной культурой. Что касается психологического аспекта, то он исследован в меньшей степени. Поэтому в своем исследовании мы поставили перед собой задачу изучить именно этот аспект, чтобы дополнить сущностное представление об информационной культуре педагога. Наша позиция заключается в следующем.

Информационную культуру педагога необходимо рассматривать как сложное системное образование, отражающее интеграцию знаний о человеке и культуре человечества; информационная культура отражает уровень развития социума, национальную, экономическую, экологическую, техническую и другие стороны развития общества. Информационная культура взаимосвязана с другими видами культур.

Современный педагог, обладающий информационной культурой, открыто демонстрирует собственный опыт, свое информационное поведение ученикам. В этом проявляется не только открытость как универсальная черта современного гражданина, члена общества, но и педагогическая функция, функция социализации, когда опыт информационного поведения передается другим поколениям вместе со знанием информационных технологий, отношением к ценностям в информационной среде и др. Данная направленность как характерная черта педагога отражает еще одну особенность информационной культуры педагога. Педагог не может не обращаться при изучении вместе с учащимися каких-либо явлений, событий, процессов и фактов и использовании при этом добытой в Интернете информации или информации, переработанной из литературных источников на основе информационных технологий, к таким вопросам, которые отражают его собственное информационное поведение: можно ли улучшить вариант презентации материала? кто из учащихся может предложить другой способ презентации? не встречал ли кто из учеников в Интернете еще какую-либо информацию, имеющую отношение к рассматриваемой теме? не хотел бы кто-то найти дополнительную информацию к следующему уроку? и т. д.

Таким образом, информационная культура педагога отличается четкой направленностью на использование информационных технологий в своей профессиональной деятельности со следующими целями:

  • - применение методов и приемов обучения с использованием современных компьютерных программных продуктов, их демонстраций;
  • - организация учебно-познавательной деятельности учащихся с применением информационных технологий;
  • - реализация эмоционально-ценностного компонента содержания образования с помощью демонстрации возможностей информационной образовательной среды в получении и переработке, трансформации и хранении информации (увеличение объема информации, ее наглядность, оперативность ее получения из различных источников и пр.);
  • - установление за счет собственного информационного поведения более тесного контакта и взаимопонимания с учащимися и коллегами, что способствует усилению педагогического воздействия;
  • - повышение не только уровня собственной профессиональной деятельности, но и качества обучения, воспитания и развития учащихся;
  • - создание условий для развития у учащихся потребности в применении информационных технологий на практике.

От педагога требуются дополнительные способности. У педагога должна быть развита особая интуиция, чтобы определить наиболее удачный с точки зрения восприятия учениками вариант презентации найденного материала, особая чувствительность должна быть и по отношению к источникам - например, какой источник использовать самому, а какие иметь в виду, предлагая поиски учащимся? Эти и другие особенности показывают, что у педагога должны быть интегрированы разные способности - технические, информационные, педагогические, методические, психологические. При этом синтез данных способностей должен обеспечить успешность действий педагога с тем, чтобы успешными оказались действия учеников. Называя различные способности, которые необходимы педагогу, мы тем самым обращаем внимание на психологические особенности человека, отвечающие за его информационную культуру, на важность изучения данного аспекта, открывающего дополнительное направление в формировании и развитии информационной культуры педагога.

Представим наше видение сущности психологического компонента информационной культуры педагога с опорой на концепцию индивидуальности человека, разработанную профессором О. С. Гребенюком.

Обращение к данной концепции продиктовано тем, что она отражает интегрированную характеристику психических возможностей человека, благодаря которым он впитывает социальный опыт и формирует собственный уровень человеческой культуры. Индивидуальность человека характеризует развитие таких психических сфер, как мотивационная, интеллектуальная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, экзистенциальная и сфера саморегуляции. Каждая сфера, в свою очередь, включает характеристику психических свойств и качеств, психических функций человека, отличающихся по уровню развития у всех людей. Индивидуальность как понятие находится в диалектическом единстве с понятием личности человека. Взаимосвязь этих понятий отражает механизм социализации человека: усвоение накопленного человечеством опыта невозможно вне психической деятельности. Поэтому развитие культуры требует развития индивидуальности человека. На наш взгляд, рассмотрение информационной культуры с точки зрения индивидуальности человека позволит сложить более дифференцированную характеристику этого вида культуры и указать внутренние факторы ее развития.

Информационная культура, должна включать достаточно высокие уровни развития таких свойств и качеств психики и личности человека, которые придают профессиональной деятельности педагога отличительные качественные характеристики (меняют индивидуальный стиль деятельности, развивают компетентность педагога, повышают его авторитет у учащихся и коллег и т. д.).

Опираясь на сущностное представление о культуре и эмпирические данные, полученные в более чем 200 мероприятиях типа научно-методических конференций, научно-практических школ, тренингов и др., осуществленных в рамках проектной деятельности, мы представляем информационную культуру педагога как характеристику индивидуальности и личности в единстве. педагог образование информационный культура

Характеристики сфер индивидуальности педагога отражают психологические составляющие его информационной культуры. Значение выделенных характеристик - в том, что они указывают на внутренние факторы становления информационной культуры, на критерии оценки информационной культуры, на возможности саморазвития (самосовершенствования) информационной культуры.

Обобщая наше видение информационной культуры педагога, отметим:

  • - сущность данного явления выражается не только в наличии у специалиста знаний и умений в области компьютеризации и информатизации, в его компьютерной грамотности и умении реализовывать ее в педагогической деятельности, но и в наличии специальных методических умений, позволяющих гибко, вариативно использовать знание информационных технологий и получаемую информацию для организации учебно-познавательной деятельности учащихся, для формирования их информационной культуры в педагогическом процессе;
  • - как сложное явление информационная культура педагога может быть представлена следующими компонентами: информационно-содержательным, психологическим (личностным), деятельностным, которые включают как уже сложившиеся в науке и практике представления о знаниях и умениях, способностях и качествах специалиста в рамках информационной культуры, так и новые, специфичные для педагога.

Культура - это сложноорганизованный комплекс развивающихся знаковых систем, предназначенных для хранения и трансляции социального опыта, комплекс «надбиологических» внегенетических программ человеческой жизнедеятельности. Знаковой системой, закрепляющей и передающей социальный опыт, может стать функционирование субъектов поведения, общения и деятельности. Педагог, демонстрирующий ученику способы и приемы работы, образцы поведения и отношения к жизни, обретает функцию знаковой системы, транслирующей программы поведения, общения и деятельности. Следовательно, мы можем рассматривать педагога как часть особой системы информационных кодов (культуры), обеспечивающей воспроизводство и развитие общества.

Информационной культуры (ИК) педагога должно предусматривать использование проектно-рефлексивного подхода, который отражает несколько идей:

  • 1) развитие информационной культуры педагога возможно только в деятельности, требующей от педагога интеграции его компьютерной компетентности с педагогической компетентностью;
  • 2) не всякая деятельность может способствовать развитию информационной культуры педагога. К деятельности, обладающей такой возможностью, мы относим проектную деятельность, выполняемую педагогом с применением информационных технологий. Результатом такой деятельности выступает, с одной стороны, авторское решение определенной педагогической задачи (например, блочно-модульная организация изучения темы), а с другой стороны, результат проектной деятельности заключается в повышении качества образования обучающихся, в развитии информационной культуры обучающихся и самого педагога;
  • 3) формирование ИК педагога требует развития рефлексивных процессов, которые выступают системообразующим фактором развития психологического, деятельностного и информационного компонентов ИК, оказывая воздействие на способности педагога интегрировать названные аспекты в своей профессиональной деятельности;
  • 4) развитие рефлексии как основы формирования ИК требует специальной работы педагога по анализу собственной проектной деятельности, выполненной с применением информационных технологий. Анализ должен осуществляться по двум направлениям:
    • - выявление психических состояний, которые возникали у самого педагога;
    • - выявление психических состояний обучающихся.

Для педагога важно выяснить собственные психические состояния в ходе информационной деятельности по созданию проекта и в процессе его реализации в обучении и воспитании обучающихся. Это позволит почувствовать психические состояния, которые могут возникать у обучающихся при ознакомлении с результатами проектной деятельности педагога. Второе направление анализа важно осуществить для того, чтобы максимально приблизиться к уровню восприятия, переработки, осмысления, оценки обучающимися предлагаемой информации и способов ее трансформации в презентацию. Важность этого анализа и в том, что он позволяет учесть особенности информационной культуры обучающихся для организации учебно-познавательной деятельности и одновременно с этим развития их информационной культуры;

5) реализация проектно-рефлексивного подхода обеспечит развитие информационной культуры педагога, если будет предусматривать целенаправленную деятельность по ее формированию, развитию и саморазвитию у самого педагога, а также, если педагог будет заниматься специально формированием и развитием информационной культуры обучающихся.

Как показывает практика, педагоги редко отслеживают в процессе работы свои реакции, состояния, ощущения, хотя это также является следствием их взаимодействия с обучающимися. По мнению С.А. Циттель, педагогическая деятельность рефлексивна по своей природе. В связи с этим принципиальное значение имеет развитие у студентов, преподавателей вузов и учителей информационно-педагогической рефлексии, воспитание потребности в ней.

Известно, что обучающиеся далеко не всегда способны самостоятельно вычленять в учебной деятельности различные ситуации, требующие рефлексивного осмысления. Они должны быть выделены педагогом и даны обучающимся как особые задачи, требующие от них специфической мыслительной деятельности. Как видим, педагог должен обладать соответствующими умениями.

Таким образом, бучения педагогов рефлексивной деятельности при использовании информационных технологий для составления учебных проектов, для проектирования собственной деятельности в процессе обучения. Вместе с этим актуальной становится проблема разработки и включения в методическую систему обучения педагогов проектно-рефлексивной деятельности системы специальных задач и заданий. С одной стороны, задач, отражающих специфику учебного предмета (в том числе и такого предмета, который является не самоцелью, а дополнением к основным общеобразовательным дисциплинам, - это информационные технологии). И с другой, таких, решение которых требует различных видов и форм рефлексии.

Для развития информационной культуры педагога на основе проектно-рефлексивного подхода важным является положение о том, что воздействие на педагогическую практику должно иметь два вектора:

  • 1) преобразование рефлексии педагога-практика (результатом такого преобразования должно стать появление умения педагога выделять способы действий, затрагивающие реальное изменение обучающихся, их способностей, механизмов сознания);
  • 2) изменение самих способов действия педагога-практика через его рефлексию прошлого опыта, осознания ограничений прежних способов работы.

Безусловно, первое и второе направления изменений связаны друг с другом. Меняя рефлексию и осознание своего собственного действия, человек очень часто меняет характер построения действия. Но это, как правило, происходит в тех случаях, когда человек в рефлексии выделяет способ своего действия.

Итак, кратко проектно-рефлексивный подход к формированию информационной культуры педагога обладает, свойством усиливать педагогическую и психологическую основу процесса профессиональной подготовки, что способствует развитию не только знаний и умений в области информационной деятельности, но и развитию способностей (рефлексировать, предвосхищать, обеспечивать понимание информации и др.), необходимых для эффективного использования информационных технологий в педагогической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Тесты "Информационная культура личности" 5-6 класс»

Информационная культура личности

В настоящее время широко используется тестирование учащихся для выявления качества полученных знаний по различным предметам. Тесты являются эффективной формой контроля. Данный материал можно использовать для диагностирования уровня знаний учащихся 5-6 классов в области информационной культуры.

Тест №1

    Выберите правильное определение к слову "библи­отека":

а) собрание печатных и руко­писных материалов;

б) учреждение, в котором осу­ществляется общественное ис­пользование печатных и руко­писных материалов.

в) книгохранение.

    Почему название про­фессии "библиотекарь" про­износится и пишется в муж­ском роде:

а) с древнейших времен про­фессия считалась мужской;

б) в женском роде звучит некрасиво;

в) можно произносить и пи­сать как хочешь.

    Первая попытка древне­го человека создать книгу:

а) узелковое письмо;

б) глиняные таблички;

в) каменные книги.

4 .В древние времена в Египте для письма использо­вали:

а) бересту;

б) папирус;

5.Библиотека царя Ашшурбанипала в Ассирии со­стояла из:

а) папирусных свитков;

б) пергаментных книг;

в) глиняных табличек,

6. Самая известная библи­отека древности находилась:

а) г. Александрия, Египет;

б) г. Пергам, Малая Азия;

в) г. Ниневия, Ассирия.

7. Наиболее сохранивший­ся с древнейших времен ва­риант книги:

а) узелковое письмо;

б) глиняные таблички;

в) папирусные свитки.

8.В какой из разновиднос­тей книг использовались раз­ноцветные шнуры, лоскут и узлы:

а) каменные книги,

б) узелковое письмо,

в) глиняные таблички

9.Материал для письма "пергамент" был сделан из:

б) речного тростника:

10.Какие книги древности считались самыми дороги­ми, ценными и приковыва­лись к полкам цепями:

а) папирусные;

б) пергаментные

в) глиняные

11. В Древней Руси для письма использовались:

б) береста:

в) бумага

Ключ к тесту

ТЕСТ №2 по теме: "ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ОБЩЕСТВА"

    Способ печати, при кото­ром изображение получа­ется с плоской поверхности деревянной доски:

а) ксерография;

б) картография;

в) ксилография.

2 В какой стране были из­даны первые печатные книги:

а) Голландия; б) Германия;

в) Россия.

3. Заслуга Иоганна Гуттенберга в том, что он изобрел

а) литейные формы;

б) новый способ обработки металла;

в) книгопечатание.

4. Название форм для литья букв: I

а) литера;

б) матрица;

5 . Как называют набор букв и знаков из металла:

6. Как называется место, где печатают книги и газеты:

а) фабрика;

б) типография;

в)цех.

Ключ к тесту

Приложение № 1.4

Тесты для диагностики уровня информационной культуры школьника

6 класса.

Педагог-библиотекарь

Пилипейко Наталья Петровна

1) . Как вы считаете? (выберите 1вариант ответа)

Общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью, есть:

1. общество новых информационных технологий

2. информационное общество

3. компьютеризированное общество

2). Как вы считаете? (выберите 1вариант ответа)

Совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий, есть:

1. библиотечно-библиографическая культура

2. компьютерная грамотность

3. информационная культура

4. информационная грамотность

3). Исключите неверные правила поведения в библиотеке ?

1. Соблюдать тишину

2. Громко разговаривать по мобильному телефону.

3. Выбирать книги на стеллажах аккуратно и бережно.

4.При пользовании книгой в читальном зале, разрешается делать пометки и загибать страницы.

4). Объясните, что является материальным носителем с зафиксированной информацией, который можно хранить и передавать во времени?

(Правильный ответ: документ)

5). Как вы считаете? (выберите 1вариант ответа)

Комплекс web-страниц, предназначенных для обмена сообщениями с возможностью их классификации по темам и сохранения их для последующего использования, называется:

1. Форумом

2. чатом

3. сайтом

6) По каким поисковым элементам, вы будете осуществлять адресный поиск (выберите 1 вариант ответа) :

2.Тема книги.

3. Год издания.

7) Как вы считаете? (выберите верные варианты ответа) )Библиографическое описание документа состоит из:

2. Заглавия книги (статьи).

4. Выходных данных.

7 а. Сделайте Библиографическое описание книги/статьи.

(каждому выдается книга/статья в газете (журнале))

8). Подобрать книги по теме заданного вам реферата можно с помощью…?

Объсните, почему.

(систематического каталога).

9). Как вы считаете? (выберите 1вариант ответа) При поиске необходимой информации,слова, несущие в тексте наибольшую смысловую нагрузку, называются:

1. ключевые слова.

2. метафоры.

3. синонимы.

10). Как вы будете осуществлять поиск информации о древних библиотеках?

Напишите ответ с объяснениями.

(Посещение районной библиотеки для работы с каталогом.

С помощью Интернета)

11). Как вы считаете? (выберите 1вариант ответа )

Известный первопечатник в Русском государстве это:

1. Иоганн Гуттенберг

2. Тимофей Невежа.

3. Иван Федоров

12). Как вы считаете? (выберите 1вариант ответа )

Дословная выдержка из текста какого-либо документа, есть:

1. тезисы

2. дайджест

3. цитата

13). Что подразумевается под периодическими изданиями?

Объясните свой ответ.

1.Журналы

2.Книги

3.Статьи

14). Как вы считаете? (выберите 1вариант ответа ) С помощью энциклопедии можно

1. Получить полную информацию о необходимой теме.

2 . Краткую справку

15). Как вы считаете? (выберите 1вариант ответа ) Систематизированный перечень разделов, подразделов, характеризующий содержание, логику и композицию подготовленного вами пересказа, реферата, доклада и т.п., это:

1. план

2. обзор

В продолжение темы:
Asus

Чтобы строки маркированного списка как-то выделить от основного текста, можно сделать так, чтобы цвет маркеров в списке отличался от цвета текста.По умолчанию стоит черная...

Новые статьи
/
Популярные